Навыки и умения | Умение преподавать гимнастические упражнения:..-. В основе лежат знания о технике упражнений, о методах обучения, вспомогательных приемах. Сюда же относятся многочисленные способы организации занятий различного типа, умение лично провести разминку, продемонстрировать или имитировать основные и подводящие упражнения, применить средства ОФП и СФП, оказать помощь и страховку, определить нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Данная функция подкрепляется системой знаний смежных научных дисциплин: анатомией и биомеханикой (техника упражнений), физиологией, педагогикой, психологией (обучение упражнениям). .... Воспитательная функция осуществляется в процессе общения тренера с учениками и проявляется в различных формах контакта: беседе, диалоге, внушении, мерах поощрения и порицания. Воспитание в итоге ставит целью развитие способностей учеников, развитие волевых и нравственных качеств, в целом совершенствование индивидуальных черт личности... Функция планирования сводится к стратегии и тактике подготовки, к знанию о процессе в целом. На этой основе определяются более частные задачи, программа работы распределяется во времени, подбираются основные средства и методы по периодам и этапам.. Функция контроля, учета и коррекции подготовки является одной из повседневных и обширных видов деятельности тренера. Предполагается, что тренер должен владеть всем диапазоном методов: от визуальных методов оценки качества выполнения заданий (попыток, подходов), до методов контроля уровня тренированности, уровня готовности гимнастов к соревнованиям.... Функция подготовки и участия в соревнованиях раскрывается не в навыках судьи, что также немаловажно для тренера, который всегда должен быть готовым выступить в этой роли, но, прежде всего, в специальных умениях организовать предсоревновательную подготовку своих учеников или порученной ему команды, смоделировать тренировочную работу в соответствии с особенностями предстоящих соревнований и, наконец, выступить в роли выводящего тренера или его ассистента непосредственно на соревнованиях.... Функция отбора для занятий спортивной гимнастикой также лежит на тренерах. Выявление способных и одаренных детей, организация отбора, методы и специальные упражнения, диагностика перспективности учеников на начальном этапе подготовки - вот неполный перечень проблем, где от тренера требуются специальные знания, умения и навыки. Помимо знания гимнастики в этой сфере деятельности потребуются знания возрастной физиологии и психологии, антропологии и морфологии, спортивной метрологии. Функция материально-технического обеспечения тренировочного процесса во многом лежит также на плечах тренера. В лучшем случае он "заказчик", который определяет администрации, какие снаряды, тренажеры, маты нужно приобрести, какая нужна магнезия, что необходимо иметь каждому гимнасту помимо тренировочной формы и костюма для соревнований. Требуются знания стандартов оборудования, фирм-производителей, стоимости . Обеспечение безопасности занятий является также одной из основных функций тренера по гимнастике. Ситуации риска и опасности получения травмы присущи виду спорта. Помимо владения педагогическими методами профилактики травм и перегрузки (приемы страховки, оказания помощи, регулирования состояний), тренеру необходимо уметь грамотно организовать пространство в зале: соблюсти нормы расстановки снарядов, укладки матов и т.п. Деловые и личностные контакты тренера. В своей работе тренер вступает во взаимоотношения, относящиеся к его профессиональной сфере деятельности. Конечно, на первом месте надо рассматривать его контакты со спортсменом... Контакты с коллегами важны не только для обмена опытом. Необходимость совместной работы в одном зале, в одном коллективе требует от каждого тренера терпимости, доброжелательности, коммуникабельности. Взаимоотношения с администрацией, руководством неизб |